Шел 1945 год. Закончилась Великая Отечественная война, самая тяжелая из всех войн, какие знала история. В газете Социалистический Донбасс № 49 за 1943 год Чрезвычайная Государственная комиссия сообщила масштаб разрушений в Сталинской области после гитлеровской оккупации. Вот некоторые данные.
Затоплены все шахтные горные выработки, взорваны и уничтожены 140 шахт, 228 зданий, 183 трансформаторных станций и много других промышленных объектов, зданий и сооружений. Уничтожены на шахтах: 1900 врубовых машин,1209 конвейерных установок, 802 электровоза,1651 электросверло,760 насосов, 1065 лебедок и многое другое. Но Донбасс поднимался из руин. Уже по мирному начали дымить трубы, вращаться шкивы на шахтных копрах, возобновили движение поезда.
Однако следы войны видны повсюду. Многие домны, мартены, цехи заводов, шахты лежали в развалинах. Кругом зияли пустыми окнами сгоревшие здания. На обочинах разбитых дорог, в тупиках лежали искореженные паровозы, вагоны, промышленное оборудование. Казалось, чтобы вернуть все это к жизни, нужны десятилетия. Но созидательная сила народа и его неиссякаемая энергия совершит это в ближайшие годы.
Начавшие работать в то время заводы не могли, не хватало мощности обеспечить шахтным и горнопроходческим оборудованием восстановление разрушенных и строительство новых шахт.
В 1945 году Минуглепром СССР выдал Московскому институту Мосуглепроект задание на строительство в Донбассе машиностроительного завода союзного значения по производству горнопроходческого и шахтного оборудования. Комиссия в короткие сроки произвела обследование двух площадок для строительства завода: в городе Ясиноватая и в поселке Фенольная.
Анализ всех факторов показал, что предпочтительней является площадка на северной окраине города Ясиноватой.
Площадка не затопляемая, свободная от строений, прямоугольная — лучший вариант. Рельеф местности пологий, в пределах нормы, грунт однородный и соответствует промышленному и жилищному строительству без дополнительных затрат. Близкое расположение источников электроэнергии, удобная прокладка и примыкание подъездных железнодорожных путей, наличие рядом автомобильной дороги общего назначения. Наличие в городе и близлежащих поселках рабочих для строительства и эксплуатации завода. Имеется возможность для дальнейшего расширения завода и соцгорода.
Проведя комплексное сравнение условий строительства, комиссия в пояснительной записке обосновала выводы и дала рекомендации о строительстве завода на площадке в городе Ясиноватая.
В августе 1945 года Государственный комитет обороны утвердил проектное задание и постановил — построить машиностроительный завод общесоюзного значения по производству горнопроходческого и шахтного оборудования в городе Ясиноватая.
Молва «в Ясиноватой будет машзавод» быстро отлетела город и его окрестности.
Каждый город имеет свою историю, свой неповторимый облик.
На фото вокзал в Ясиноватой.
1905-1917 год
Ясиноватая – крупный железнодорожный узел, расположенный в 21 километре к северу от областного центра Донецка, в верховьях рек Кальмиуса и Кривого Торца. Земли Ясиноватского района были заселены еще в далекой древности. Об этом свидетельствуют археологические раскопки.
В окрестностях Ясиноватой обнаружена неолитическая стоянка, в 25-ти раскопанных курганах выявлено 47 погребений эпохи меди, бронзы и кочевников. В первой трети ХVII века территория района входила в сферу влияния Запорожской Сечи. В 1877 году старожитное займище Ясиноватая было превращено в воинскую казенную слободу. Станция Ясиноватая была основана в 1872 году в связи с бурным развитием Донецкого бассейна и строительством железных дорог.
Пристанционный поселок состоял из 40 дворов, а также землянок и бараков с населением до 800 человек. В 1938 году поселок был отнесен к категории города районного подчинения. Здесь уже проживало 16410 человек. С первых дней Великой Отечественной войны гитлеровцы заняли Ясиноватую. В ночь на 7 сентября 1943 года наши войска завязали бой на подступах к Ясиноватой и на рассвете штурмом овладели станцией. Железнодорожный узел и город лежали в руинах. Были взорваны и выведены из строя станционные здания, депо и механизированные горки.
Из 147 километров станционных путей сохранились исправными только 2 километра. Но уже через три дня железнодорожники отправили первый поезд. Затем восстановили: станционные пути, сортировочные горки, депо и возродили: хлебозавод, больницу, фабрику-кухню, школы, магазины и жилые дома.
Славное революционное прошлое, стахановские традиции, боевые и трудовые свершения хранят экспозиции музея ратных и трудовых подвигов ясиноватцев в поезде – памятнике.
Проектировщики института Мосуглепроект во главе с главным инженером проекта Борисовым И.М. вели разработку генерального плана завода и рабочих чертежей цехов и объектов. Проектное задание предусматривало создание завода с замкнутым технологическим циклом производства, от проектирования до выпуска готовой продукции. Проекты цехов и объектов будущего завода, по мере из разработки, поступали в Ясиноватую. Здесь они всесторонне обсуждались среди специалистов, строителей и заинтересованных организаций. В результате обсуждений было внесено много ценных поправок и предложений.
Используя передовой опыт, творческую мысль специалистов и общественности, разработчики создали проект завода, который впоследствии наряду с другими предприятиями горного машиностроения обеспечит современной проходческой техникой потребности угольной и горнорудной промышленности.
В марте 1946 года принят закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства. Предстояло за пять лет восстановить все пострадавшие районы и достичь довоенного уровня. Планом предусматривалось строительство новых заводов, в том числе Ясиноватского.
Для строительства завода был создан трест Ясиноватмашстрой. Первым начальником треста был Цуцкуридзе Левон Николаевич. Затем строительство завода продолжили строительные организации Минуглепрома СССР. Начальником строительства и первым директором завода назначен Верховский Александр Ильич, а главным инженером — Гулянов Петр Иванович. Первый плановый документ — график строительства и пуска объектов завода включал в себя: подбор кадров, взаимоувязку работ всех строительных организаций, размещение заказов на изготовление строительных металлоконструкций и оборудования, материально-техническое обеспечение стройки и многие другие вопросы.
Разместилась «Главконтора» в бараках, за территорией стройплощадки. На строительство завода пришли первые рабочие и специалисты из города, близлежащих сел, а также завербованные из других областей.
В это же время на строительство завода и соцгорода были привлечены интернированные военнопленные и заключенные.
Подготовительные работы были развернуты на всей стройплощадке завода и соц. города. Строители начали закладывать сразу 20 фундаментов для: компрессорной и кислородной станции, заводской столовой блока вспомогательных цехов, заводской котельной, цеха металлоконструкций, кузнечного, литейного и модельного цехов, медицинско-санитарного цеха, детского сада и яслей, городских котельных и жилых домов.
Строителям, воздвигавшим завод на голом месте, приходилось преодолевать большие трудности. Не хватало рабочих рук из за большой текучести кадров. Постоянная нехватка материалов. инструментов и механизмов. Не было тепла, в зимнее время строители и машиностроители на стройплощадке и в строящихся цехах грелись у самодельных печей, сделанных из металлических бочек. Не было горячей воды и о возможности после работы смыть с себя пот и грязь, о душевой тогда только мечтали. В то время еще каждому в стране выдавалась норма «лайка» хлеба на день.
Вместе с тем строители, развернув соревнование «Выполним пятилетку досрочно», за 8 месяцев построили и сдали в эксплуатацию раньше установленного срока, компрессорную станцию и заводскую столовую. На стройплощадке, вместо ломов и кирок, застучали отбойные молотки, а строители начали получать горячие обеды.
Если в прошедшем году велись, в основном, подготовительные работа, то 1947 год строители ознаменовали сдачей в эксплуатацию блока вспомогательных цехов, сейчас: ремонтно-механический цех (РМЦ), инструментальный цех и электроучасток, позже энергоцех. Это означало, что на заводе появились первые мощности по механической обработке и сборке.
Свою историю ремонтно-механический цех (РМЦ) начал несколько раньше во временно построенном деревянном здании. Главной задачей РМЦ в то время являлся — монтаж и наладка оборудования в цехах, которые вступали в строй один за другим. Этим занимались бригады слесарей ремонтников вместе с ремонтными службами цехов. Они оставили добрый след, обеспечив ввод в эксплуатацию металлорежущего парка и другого оборудования.
Сразу в инструментальный цех переехали из барака вновь назначенный директор завода Фалик Борис Абрамович и работающий уже главный инженер Гулянов Петр Иванович. Разместились они в двух небольших бытовках на втором этаже. Тесно, но зато в центре строительства завода. А это главное. Инструментальщики с первых дней приступили к выполнению своей основной задачи — обеспечить инструментом и оснасткой рабочие места текущего производства. Первые специальные инструменты и оснастку готовили для освоения производства стрелочных переводов.
Чтобы оценить значимость инструментального цеха достаточно сказать, что для обеспечения качества, точности и взаимозаменяемости деталей и узлов одного лишь комбайна 4ПП-2 требовалось изготовить 750 единиц оснастки.
Инструментальщики -специалисты экстра класса всегда успешно выполняли и выполняют задачи по техническому оснащению производству завода. Много усилий приходилось прикладывать чтобы снабдить все цехи нужным стандартным режущим, мерительным инструментом и обеспечить их бесперебойную работу.
Большой вклад в дело ввода в действие цехов и объектов внес коллектив энергоцеха. Их главной задачей было: подвести электроэнергию к каждому цеху и объекту, оживить каждый из многих сотен станков и механизмов, наладить бесперебойную подачу пневмоэнергии на стройплощадку, осветить все рабочие места строителей, подать для нужд производства и в бытовые помещения холодную воду и как можно быстрее обеспечить всех горячей водой и теплом.
В 1948 году, к всеобщей радости, этот вопрос был решен. Вступила В строй заводская котельная с 4-мя котлами «Берлина-Шухова». Тогда же в энергоцехе специалисты приступили к ремонту электродвигателей и других различных электроприемников.
В то время при восстановлении разрушенных шахт большим дефицитом были стрелочные переводы для подъездных путей. Как выход из тяжелого положения, путейцы собирали один стрелочный перевод из трех, вышедших из строя — взорванных. Но это не решало проблемы.
В кратчайшие сроки освоить выпуск стрелочных переводов — это первое производственное задание заводу. Работники ремонтно — механического цеха вместе с конструкторами приложили много усилий и в конце года был изготовлен первый стрелочный перевод — первая машиностроительная продукция.1947 год стал годом рождения завода.
Стрелочные переводы изготавливались на заводе почти 15 лет. Всего их было выпущено 1500 комплектов.
Чтобы оценить значимость инструментального цеха достаточно сказать, что для обеспечения качества, точности и взаимозаменяемости деталей и узлов одного лишь комбайна 4ПП-2 требовалось изготовить 750 единиц оснастки.
Инструментальщики-специалисты экстра класса всегда успешно выполняли и выполняют задачи по техническому оснащению производству завода. Много усилий приходилось прикладывать чтобы снабдить все цехи нужным стандартным режущим, мерительным инструментом и обеспечить их бесперебойную работу.
Большой вклад в дело ввода в действие цехов и объектов внес коллектив энергоцеха. Их главной задачей было: подвести электроэнергию к каждому цеху и объекту, оживить каждый из многих сотен станков и механизмов, наладить бесперебойную подачу пневмоэнергии на стройплощадку, осветить все рабочие места строителей, подать для нужд производства и в бытовые помещения холодную воду и как можно быстрее обеспечить всех горячей водой и теплом.
В 1948 году, к всеобщей радости, этот вопрос был решен. Вступила В строй заводская котельная с 4-мя котлами «Берлина-Шухова». Тогда же в энергоцехе специалисты приступили к ремонту электродвигателей и других различных электроприемников.
В то время при восстановлении разрушенных шахт большим дефицитом были стрелочные переводы для подъездных путей. Как выход из тяжелого положения, путейцы собирали один стрелочный перевод из трех, вышедших из строя — взорванных. Но это не решало проблемы.
В кратчайшие сроки освоить выпуск стрелочных переводов — это первое производственное задание заводу. Работники ремонтно — механического цеха вместе с конструкторами приложили много усилий и в конце года был изготовлен первый стрелочный перевод — первая машиностроительная продукция. 1947 год стал годом рождения завода.
Стрелочные переводы изготавливались на заводе почти 15 лет. Всего их было выпущено 1500 комплектов.
Рождение завода совпало с отменой в стране карточной системы. Уходили в историю: хлебные карточки, продовольственные талоны и многое другое. Первые машиностроители, а их уже было 750 человек, и строители завода с приподнятым настроением встречали новый 1948 год.
В этом году завод рос на глазах. Строители, развернув соревнование «Пятилетку за четыре года», один за другим сдают в эксплуатацию цеха и объекты. Готов кузнечный цех для производства 3700 тонн поковок и 2160 тонн штамповок в год. После этого начали устанавливать: горизонтально-ковочную машину ГКМ- 32, два 3-х тонных ковочных молота свободной ковки и два однотонных ковочных молота.
Нужно отдать должное сплоченному коллективу кузнечного цеха, которому всегда было по плечу решение самых сложных задач, возникающих в процессе производства.
В цехе много было сделано для облегчения тяжелого, горячего труда кузнецов. Применение ценного конвейера с манипулятором для подачи заготовок от нагревательной печи к 3-х тонным молотам позволили ликвидировать изнурительный труд кузнецов по переброске раскаленных заготовок вручную до 6-ти тысяч тонн в год.
Механизированная подача штамповок к обсеченному прессу устранила тяжелый физический труд кузнецов по перекидке штамповок вручную до 3-х тысяч тонн в год. Перевод нагревательных печей с твердого топлива на мазут, а затем на газ с автоматическим регулированием температуры повысил качество и культуру производства. Замена пятитонного штамповочного молота на новый повысила производительность на 15%. Внедрение Югославских пресс-ножниц для безотходной рубки заготовок из проката большого диаметра обеспечило значительную экономию металла и повышению качества штамповок.
В 60-ые годы цех был перенасыщен основным и технологическим оборудованием. Дальше практически негде было устанавливать средства механизации. При проектной мощности 3700 тонн поковок и 2160 тонн штамповок в год коллектив производил соответственно 6200 и 3600 тонн в год.
Вслед за кузнечным цехом строители сдают в эксплуатацию: модельный цех для изготовления оснастки литейному цеху, который уже почти готов, медсанцех (с 1965 года районная больница) для медицинского обслуживания машиностроителей, детский сад и ясли.
Затем еще один детский сад № 1 «Светлячок» и кислородный цех. Отпала забота постоянно возить автомашинами кислород издалека.
К этому времени строители с привлечением военнопленных, построили более 30-ти двухэтажных жилых домов соцгорода. Появились улицы: Ленинградская, Машино-строителей, Мира, Молодежная и Богдана Хмельницкого. После закрытия зоны заключенных, бараки были переоборудованы в коммунальные квартиры и общежитие, так поя вился поселок имени Луначарского, «Дивизион».
Крайне нужен был в то время цех металлоконструкций (ЦМК). Для строительства завода требовались сотни тонн металлоконструкций: колонны, балки, фермы и другое нестандартное оборудование. Решили строить ЦМК нетрадиционно. Не дожидаясь окончания кладки стен, монтажники устанавливали мостовые краны, гильотинные ножницы, гибочные и листоправильные вальцы, металлорежущие станки. В 1949 году ЦМК был сдан в эксплуатацию с недостроенными тремя пролетами. Листоправильные, гибочные вальцы и другое оборудование осталось в открытой части цеха.
В 1949 году для восстанавливаемых шахт Донбасса в цехе начали изготавливать копры, конструкции надшахтных зданий, подвесные канатные дороги, эстакады и другие различные металло-конструкции. В то время и появилось выражение «на площадях ЦМК», что означало: под открытым небом. Трудно приходилось, особенно в зимнее время, когда отдельные рабочие места, листо-правильные вальцы, оборудование, заготовки заносились снегом. Но коллектив не терял бодрости духа, выходили все, расчищали снег, находили заготовки и делали металлоконструкции и строительные краны.
В 1954 году правительство страны приняло постановление о строительстве жилых и промышленных зданий из сборного железобетона, вместо кирпичной кладки. Для отливки железобетонных конструкций: вертикальных и горизонтальных панелей, архитектурных украшений и многих других элементов здания нужны были поддоны и формы, а их не было. Срочно изготовить необходимое количество поддонов и форм поручили нашему заводу.
Уже в апреле месяце на площадях ЦМК создан цех панельного оборудования (ЦПО). Для оперативного решения вопросов, закреплены за цехом. Для круглосуточной работы на завод командировали 150 рабочих с других предприятий. Пришлось создать специальную оснастку, чтобы обеспечить точность изготовления сварных конструкций длиною до семи метров с отклонением не более три миллиметра. В установленные сроки поддоны и формы были изготовлены и отправлены на построенные для этих целей, Енакиевский и Ясиноватский заводы железобетонных изделий. Тогда и был построен по улице Машиностроителей экспериментальный дом из сборного железобетона (панельный), затем второй – серийный.
Откликнувшись на просьбу заводчан, строители досрочно сдают в эксплуатацию ремонтно-строительный цех (РСЦ), который крайне бал необходим для выполнения мероприятий по подготовке завода и соцгорода к работе в зимних условиях. Бесконечный перечень работ предстояло выполнить коллективу по строительству, ремонту и благоустройству завода, соцгорода, пионерлагеря, пансионата, в подшефных колхозах и школе.
Продолжая строительство завода и выполнение производственной программы машиностроители в 1953 году, согласно постановления об оказании помощи труженикам села взяли шефство на колхозами имени Калинина и «Победа» Ясиноватского района. Ежегодно трудящиеся завода производили прополку до 150 гектаров подсолнечника и ку-курузы, а также уборку свеклы и других овощных культур.
Завод изготавливал запасные части для сельскохозяйственной техники и механизмов, работающих на току и фермах, помогал инструментом и механизмами. Для механизации уборки навоза на животноводческих фермах конструкторы разработали проект конвейера и подвесной канатной дороги, а рабочие завода изготовили и смонтировали это оборудование на фермах в обеих колхозах.
Для завершения создания заготовительной базы завода строители усиленно готовили к сдаче литейный цех с мощностями: по выплавке стального литья 4250 тонн в год, чугунного 5000 тонн, цветного 70 тонн.
В 1948 году, не ожидая окончания строительства литейного цеха, в нем на первом пролете расположились механообрабатывающий и сборочный участки по выпуску стрелочных переводов. В 1955 году их продолжит выпускать механосборочный цех №1 (МСЦ №1).
В 1950 году литейный цех сдан в эксплуатацию. На первом пролете имеется отжигательная печь, было где погреться в зимнее время строителям и изготовителям стрелочных переводов. На втором пролете установлены: 3-х тонная электропечь для выплавки стали, две 5-ти тонные вагранки для выплавки чугуна и одна полуторатонная вагранка, спроектированная и изготовленная на заводе.
Почти все операции литейного производства выполнялись вручную. Особенно тяжело приходилось литейщикам в зимний период. Чтобы не дать замерзнуть почве на формовочных участках, устанавливали десятки самодельных печек и топили их коксом круглосуточно.
Дальнейшее увеличение производства проходческого оборудования на заводе стал сдерживать литейный цех. Одним из узких мест стало низкое качество литья, особенно ответственных отливок, таких, как корпуса редукторов. Работавший в этом цехе сотрудник вспоминает: «Становление литейного цеха с самого начала проходило сложно. Тяжелые и вредные условия труда, изготовление стержней, формовка, выбивка и обрубка производились вручную. Велик был брак».
Чтобы выправить положение, был разработан план технического перевооружения и механизации металлургического производства. В его основу было положено оснащение цеха высокопроизводительным оборудованием и максимальное насыщение малой механизацией для резкого сокращения ручного труда и облегчения работы.
С 1951 года в цехе начали применять быстросохнущие смеси и полуручную формовку на машинах типа 261, 300, 400. Установлены: индивидуальные подъемники и выбивные решетки. Вместо выплавки цветных отливок в тиглях была применена плавильная печь «Мечта». Отливку начали производить в металлические формы – кокили. Трехтонную электропечь заменили на пятитонную. Внедрена машинная формовка на машинах «Герман 750» и «Фердинант». На машинную формовку переведены мелкие и средние отливки, что позволило высвободить с ручной формовки 8 формовщиков. Четыре формовочные машины вытеснили ручное изготовление смесей.
Освоено производство стержней из холодно твердеющих смесей на основе фурановых смол и создан участок ХТС. Значительно расширилось применение кокильного литья. Внедрение на обрубном участке дробеметной камеры и установки для электроочистки крупногабаритных отливок «Искра 15/25» более чем на половину облегчило труд обрубщиков. В дальнейшем были установлены новые, более производительные формовочные машины модели 233М и 235М.
Внедрен технологический процесс изготовления легко выбиваемых жидко-стекольных смесей с применением графитного гранулированного порошка. Создан участок оболочкового литья мощностью 50 тонн для получения заготовок с минимальными припусками на механическую обработку. Создан участок пескометной формовки крупных форм на базе 4-х позиционного роторного стола и консольного пескомета, что сократило ручной труд формовщиков на 80%.
Создан участок и налажено производство пластмассовых моделей, стойкость которых в пять раз больше, чем деревянных.
На обрубном участке внедрена газоэлектрическая стружка литья «Электрорубка». Установлены 2 дробеметных барабана для очистки отливок весом 80 килограммов. Выполнение этих и других мероприятий позволило довести уровень механизации машинной формовки – до 85% и очистки литья – до 75%.
В 1955 году сдан в эксплуатацию железнодорожный цех – здание с бытовыми помещениями и депо для обслуживания и ремонта паровоза и подвижного состава.
Железнодорожный, автомобильный и копровой участки объединены в едины транспортный цех. Работники железнодорожного транспорта завода тесно связаны со станцией Ясиноватой месячным план-графиком загрузки вагонов по направлениям. Это значит: ритмичная погрузка и отправка готовой продукции, круглосуточная приемка грузов, поступающих на завод, и своевременная их разгрузка, а также содержание в должном состоянии путевого, локомотивного и вагонного хозяйства. Развитие железнодорожного транспорта страны во многом отразились на заводе. Переход на цельнометаллические вагоны, переход колесных пар на подшипники качения вместо подшипников скольжения, замена паровозов на тепловозы и деревянных шпал на железобетонные, оснащение современным механизированными средствами погрузочно-разгрузочных работ и многое другое.
Новая информация по истории нашего завода в первую очередь размешается в нашей группе ВК.
Подписывайтесь на нашу группу ВК, все новые выпуски «Истории Ясиноватского машиностроительного завода» и актуальные события нашего предприятия Вы можете найти именно там.